Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы № 24
г. Екатеринбурга на 2011-2015 г.г.
I. Введение
1.1 Актуальность проекта
Развитие образования как одной из важнейших социокультурных сфер определяется Концепцией долгосрочного социально-экономического развития в РФ на период до 2020[1] г. (далее – Концепция), в основе которого лежит переход от массового образования к непрерывному индивидуализированному образованию, обеспечивающему формирование творческой социально-ответственной личности, способной к участию в инновационном преобразовании общества.
Стратегическая цель государственной политики в области общего образования закреплена в ряде директивных документах, разработанных на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития:
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»[2],
- План действий Правительства РФ по модернизации общего образования на 2011-2015 годы[3].
- Областная целевая программа «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы
Стратегическая цель развития образования заключается в повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина на основе модернизации институтов образования как инструмента социального развития, формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
1.2 Основные направления развития общего образования, согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»:
1. Переход на новые образовательные стандарты.
2. Развитие системы поддержки талантливых детей.
3. Совершенствование учительского корпуса.
4. Изменение школьной инфраструктуры.
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
6. Расширение самостоятельности школ.
Результатом реализации стратегического проекта «Наша новая школа» должно стать:
- создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию обучающихся, в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья;
- создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
- создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;
- создание прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся как основы перехода к следующему уровню образования;
- создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
Период 2011-2015 г.г. занимает особое место в последовательном реформировании российской системы образования. Он должен закрепить результаты первого этапа реформирования, связанного со структурной и технологической модернизацией образования по обеспечению доступности качественного образования, и создать условия для реализации государственных гарантий права граждан на образование с учетом реформирования бюджетного сектора экономики, введения механизма стандартизации государственных (муниципальных) образовательных услуг, укрепления в целом инфраструктуры системы образования.
II. Краткая историческая справка и характеристика контингента обучающихся.
МБОУ - СОШ № 24 расположена в старинном поселке на берегу озера Шарташ. Школа была открыта в 1913 году. В настоящее время в старейшей на территории Кировского района школе обучается 233 учащихся из поселков Шарташ, Изоплит, Калиновский. Проезд на общественном транспорте: автобус 5, 10, 166, остановка «Проезжая». В связи с тем, что в школе обучается много детей из бывших союзных республик, воспитанники расположенного на территории поселка Шарташ ГОУ СО «ЦСПС и Д «Гнездышко», учащиеся других микрорайонов отдаленных территорий г. Екатеринбурга, в школе ведется большая работа по адаптации учащихся к новым условиям, изучение их способностей, особенностей характера и возможностей.
Родители учащихся - сотрудники предприятия «Уралаэрогеодезия», рабочие частных фирм, работники близрасположенных торговых точек. В микрорайоне поселка Шарташ нет ни одного культурного центра, спортивного комплекса, клуба по месту жительства, поэтому именно МБОУ - СОШ № 24 взяла на себя функции культурно-образовательного центра территории.
Численность обучающихся:
- на конец 2010-2011 учебного года в школе – 233 учащихся.
Из них учащихся 1-4 классов – 89 , 5-9 классов – 124, 10 классов – 20.
Количество классов – 10.
Состав обучающихся:
- девочки- 41 % , мальчики- 59 % .
Детей, проживающих в районе учреждения – 85 % (п. Шарташ), проживающих в других территориях – 15 %(п. Изоплит, Калиновский).
III. Характеристика проблемы,
на решение которой направлен проект перспективного развития
МБОУ-СОШ № 24 на 2011-2015 годы.
В настоящее время в МБОУ-СОШ № 24 обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для её дальнейшего развития, а именно:
1) сохранены и улучшаются материальные и организационные условия для обучения учащихся;
2) система образования продолжает осуществлять социальные функции обучения, воспитания подрастающего поколения;
3) реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы образования;
4) сформирован инновационный кадровый ресурс: количество учителей первой квалификационной категории - 70 %, высшей квалификационной категории - 30 %;
5) усилилось внимание к воспитательной работе в системе общего образования школы. В полном объёме осуществлялись выплаты за классное руководство из специальной и стимулирующей частей фонда заработной оплаты труда;
6) получили дальнейшее развитие процессы информатизации в школе: имеется доступ к сети Интернет, в 3 раза сократилось количество учащихся, приходящихся на 1 компьютер (с 35 человека в 2006 году до 8 человек в 2011 году).
Тем не менее, анализ состояния системы образования в МБОУ-СОШ № 24 позволяет выделить следующие проблемы:
1) несоответствие ресурсного обеспечения образовательного учреждения требованиям, обязательным при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (необходим капитальный ремонт всего здания и обновление до соответствующего требованиям проекта «Наша новая школа» материально-технического оснащения учебного процесса);
2) недостаточность рынка образовательных услуг (перечень услуг дополнительного образования и школьного компонента учебного плана не соответствует требованиям родительской общественности);
3) отсутствие действенных механизмов продвижения инновационного опыта образовательного учреждения и, как следствие, невключённость части педагогического коллектива в процессы инновационного развития;
4) недостаточное использование современных образовательных технологий.
IV. Цели и задачи проекта.
Разрабатываемый проект является документом стратегического управления, направленным на реализацию приоритетных направлений развития системы образования МБОУ - СОШ № 24
Цель проекта – создание единого образовательного пространства школы, способствующего интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности ребенка, максимальному раскрытию его творческого потенциала, формированию ключевых компетентностей, сохранению и укреплению здоровья школьников путем обновления структуры и содержания образования, развития практической направленности образовательных программ.
Задачи по достижению цели проекта:
1) Разработать и апробировать содержательный компонент образования, формируемый участниками образовательного процесса:
- введение ФГОС начального и основного общего образования;
- расширение спектра образовательных услуг за счет реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ.
2) Разработать систему выявления и поддержки талантливых и одаренных детей через:
- разработку модели межведомственного взаимодействия с учреждениями социокультурной сферы;
- разработку модели организации внеурочной деятельности на основе интеграции общего и дополнительного образования;
- отработку современных образовательных технологии в учебно-воспитательном процессе.
3) Создать здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую среду в школе на основе:
- внедрение федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся;
- создание на базе школы физкультурно-спортивного центра.
4) Разработать систему повышения профессиональной компетентности педагогических кадров школы через:
- отработку модульного принципа повышения квалификации с учетом потребностей развития школы и запросов отдельных категорий педагогических кадров;
- отработку повышения квалификации отдельных категорий педагогических кадров с использованием ДОТ.
5) Обновить инфраструктуру школы через:
- использование бюджетного финансирования;
- взаимодействие с социальными партнерами школы: попечительским советом, Ассоциацией выпускников МБОУ-СОШ № 24.
6) Совершенствовать механизм самостоятельности и открытости школы на основе:
- функционирования культурно-образовательного центра на базе МБОУ-СОШ № 24 микрорайона п. Шарташ;
- функционирования Интернет-сайта о деятельности школы.
№ п/п |
Мероприятия |
Исполнители |
Сроки |
Ожидаемые результаты |
1. Переход на новые образовательные стандарты |
||||
1.1. |
Подготовка подборки нормативных и правовых документов, регламентирующей введение ФГОС начального общего образования. |
Иванова Н.И., зам. директора по УВР |
До января 2011 г. |
Пополнение папки «Нормативно-правовые документы ФГОС второго поколения» |
1.2. |
Поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. |
Администрация школы, учителя школы |
2011-2015 г.г. |
Рост численности школьников, обучающихся по ФГОС |
1.3. |
Педагогический совет: «Задачи введения ФГОС. Презентация рабочих материалов учителя, реализующего ФГОС второго поколения». |
Иванова Н.И., зам. директора по УВР, учителя начальных классов |
Апрель 2011г. |
Повышение качества образования по основным общеобразовательным предметам |
1.4. |
Повышение квалификации учителей по проблеме реализации ФГОС. |
Иванова Н.И.-зам. директора по УВР |
2010 – 2012 г.г. |
Увеличение доли учителей, подготовленных к внедрению ФГОС |
1.5. |
Организация работы по приведению в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций заместителя директора по УВР, ВР, учителей начальных классов. |
Юшков С.П., директор школы |
Апрель-май 2011 г. |
Должностные инструкции |
1.6. |
Разработка и утверждение рабочих программ учителей начальной школы. |
Иванова Н.И., зам. директора по УВР
|
Май-август 2011-2015 г.г. |
Утвержденные рабочие программы |
1.7. |
Подготовка и реализация основной образовательной программы НОО: - пояснительная записка; - учебный план; - модель внеурочной деятельности; - рабочие программы по отдельным предметам; - программа духовного-нравственного развития и воспитания личности обучающегося; - программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; - система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программой НОО. |
Иванова Н.И., зам. директора по УВР Чернышева М.В., руководитель МО учителей начальных классов |
2011 – 2015 г.г. |
Основная образовательная программа НОО |
1.8. |
Формирование заказа на учебники с учетом перехода на ФГОС. |
Иванова Н.И., зам. директора по УВР Смирнова В.В., библиотекарь |
Февраль 2011-2015 г.г. |
Обеспеченность учебно-методической литературой, учебниками учащихся и учителей |
1.9. |
Работа по оборудованию учебных кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС: - создание комфортной образовательной среды на базе учебного кабинета; - оборудование рабочего места учителя ПК; - обеспечение доступа учителям к образовательным ресурсам. |
Юшков С.П., директор школы учителя школы |
2011-2015 г.г. |
Соответствие учебных кабинетов требованиям ФГОС |
1.10. |
Организация работы школы будущего первоклассника. |
Юшков С.П., директор школы |
Июнь 2011-2015 г.г. |
Выравнивание стартовых возможностей для обучения |
2. Развитие системы поддержки одарённых детей |
||||
2.1. |
Совершенствование модели учета внеучебных достижений обучающихся школы. Работа по программе «Одаренные дети». |
Администрация школы, педагогический коллектив |
2012-2015 г.г. |
Выявление одаренных и талантливых школьников в различных областях науки, культуры и спорта. |
2.2. |
Обеспечение развития системы поддержки и сопровождения одаренных детей. |
Администрация школы, учителя-предметники. |
2011-2015 г.г. |
Успешная адаптация учащихся к школьной жизни на новой ступени обучения. |
2.3. |
Использование профессиональной компетентности и творческого потенциала педагогов для развития интеллектуальных, познавательных и творческих способностей учащихся. |
Администрация школы |
2011-2015 г.г. |
Увеличение количества учащихся, вовлеченных в научно-практическую, проектную деятельность, получающих качественные услуги дополнительного образования |
2.4. |
Совершенствование системы работы в школе с портфолио учащегося. |
Классные руководители |
2011-2015 г.г. |
Поддержка и сопровождение одаренных детей. |
2.5. |
Проведение предметных недель |
Учителя-предметники |
ежегодно |
Повышение уровня эффективности учебной работы учащихся |
2.6. |
Использование Интернет-технологий в работе с одаренными детьми. |
Учителя-предметники |
постоянно |
Повышение уровня эффективности учебной работы учащихся |
2.7. |
Организация индивидуальных занятий с интеллектуально одаренными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурсам различного уровня. |
Учителя-предметники |
ежегодно |
Повышение уровня эффективности учебной работы учащихся |
2.8. |
Сотрудничество с МОУ ДОД Центром «Одаренность и технологии». |
Иванова Н.И., зам. директора по УВР
|
ежегодно |
Поддержка и сопровождение одаренных детей. |
|
||||
3.1 |
Непрерывность и адресный подход к повышению квалификации работников школы. |
Администрация школы |
2011-2015 г.г. |
Повышение мотивации профессионального роста педагогов; увеличение количества педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах. |
3.2 |
Совершенствование механизмов для формирования мотивации непрерывного методического образования педагогических работников. |
Администрация школы |
2011-2015 г.г. |
Повышение профессиональной и методической компетентности педагогов; рост числа педагогов, вовлеченных в научно-исследовательскую и экспериментальную работу. |
3.3 |
Обеспечение успешной адаптации и закрепления молодых специалистов. |
Администрация школы |
2011-2015 г.г. |
Отсутствие оттока молодых специалистов. |
3.4 |
Организация систематической работы по выявлению, обобщению, распространению педагогического опыта, размещение материалов на школьном сайте. |
Иванова Н.И., зам директора по УВР, системный администратор сайта |
2011-2015 г.г. |
Профессиональный рост педагогов |
4. Изменение школьной инфраструктуры |
||||
4.1 |
Модернизация материально-технической базы и учебно-методического сопровождения школы. |
Администрация школы |
2011-2015 г.г. |
Увеличение числа учебных кабинетов, соответствующих техническим требованиям ФГОС |
4.2 |
Развитие единой образовательной среды. |
Администрация школы |
2013-2015 г.г. |
Увеличение числа участников образовательного сообщества - пользователей Интернет-ресурсов |
4.3 |
Оснащение рабочих мест учителей компьютерами. |
Администрация школы |
2012-2015 г.г. |
Увеличение доли уроков, интегрирующихся с учебным предметом «Информатика и ИКТ» |
4.4 |
Создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. |
Администрация школы |
2012 г. |
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья |
4.5 |
Создание электронного школьного документооборота. |
Администрация школы |
2013 г. |
Мобильность документооборота и прозрачность результатов деятельности |
4.6. |
Обновление спортивного оборудования для школьников. |
Администрация школы |
2012-2013 г.г. |
Укрепление УМБ школы |
4.7. |
Модернизация кабинетов: технологии, медицинского кабинета. |
Администрация школы |
2012-2013 г.г. |
Укрепление УМБ школы |
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников |
||||
5.1. |
Создание единой персонифицированной базы общефизических и спортивных достижений школьника. |
Администрация школы |
2013-2015 г.г. |
Выявление физически одаренных школьников |
5.2. |
Мониторинг физического развития и здоровья школьников. |
Глазырин Е.Н., учитель физкультуры, |
2012 г. |
Ранняя диагностика заболеваний, непрерывный мониторинг состояния здоровья учащихся |
5.3. |
Создание условий для внедрения современных инновационных технологий физического воспитания школьников. |
Администрация школы |
2011-2015 г.г. |
Повышение мотивации школьников к занятиям физической культурой, спортом, здоровому образу жизни |
5.4. |
Медицинское обслуживание учащихся. |
Школьный врач |
ежегодно |
Раннее прогнозирование результатов. Снижение заболеваемости, профилактика заболеваемости, обеспечение занятости детей, относящихся к специальной группе. |
5.5. |
Организация работы спортивных секций. Организация и проведение Дней здоровья, школьных спортивных соревнований и праздников. |
Порубенко Н.В., зам. директора по ВР Глазырин Е.Н., учитель физкультуры |
ежегодно, по плану |
Повышение количества учащихся, занимающихся физкультурой и спортом, формирование здорового образа жизни |
5.6. |
Классные часы: - «Опасные и безопасные ситуации»; - «Азбука безопасности»; - «Формула здоровья»; - «Молодежь против курения, наркотиков» и т.д. |
Классные руководители, Глазырин Е.Н., преподаватель ОБЖ |
2011-2015 г.г. |
Сохранение жизни и здоровья учащихся, повышение информированности детей о необходимости соблюдения правил безопасности |
6. Развитие самостоятельности школы |
||||
6.1. |
Соблюдение принципа государственно-общественного управления в деятельности школы. |
Юшков С.П., директор школы, Порубенко Н.В., зам. директора по ВР Рахманов С.А., председатель Ассоциации, Дмитриева Р.М., член Ассоциации |
2011-2015 г.г. |
Повышение роли Попечительского совета школы и Ассоциации выпускников МБОУ-СОШ № 24 в расширении экономической самостоятельности и открытости деятельности школы |
6.2 |
Развитие детского самоуправления |
Порубенко Н.В., зам. директора по ВР
|
2011-2015 г.г. |
Рост числа учащихся, активно участвующих в общественной жизни школы |
6.3 |
Внедрение новых финансово-экономических механизмов хозяйствования. |
Юшков С.П., директор школы |
2012-2013 г.г. |
Финансово-хозяйственная самостоятельность школы |
6.4 |
Предоставление общественности ежегодного публичного отчета. |
Администрация школы |
2011-2015 г.г. |
Открытость школы |