Категории раздела

Новости школы [140]

Форма входа

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск





Понедельник, 06.05.2024, 19:15      
город Екатеринбург, улица  Севастопольская, дом 1,  тел. 8(343) 362-43-99

Приветствую Вас Гость | RSS
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 24 

Сайт школы имеет новый адрес 

http://школа24.екатеринбург.рф

Музей "Шарташ — наша малая родина"


Тхоржевская Ольга Николаевна - учитель истории, руководитель музеев школы № 24

Никогда не думала, что стану учителем и, конечно, не представляла себя в роли руководителя музея. Но судьба ведёт человека, а он осмысливает, что ему дано.

Когда Наталья Сергеевна Никифорова пришла ко мне с предложением заняться музеем в школе № 24, я ещё не знала, что увлекусь этим делом надолго. Школа мне не чужая. Здесь учились мой муж и сын, работала моя свекровь — Тхоржевская Лидия Александровна. Музей создавал Бондаренко Антон Алексеевич, и я часто встречала его в Шарташе. В последние годы он часто спрашивал меня: «Что же это значит: «…смертию смерть поправ»? После смерти Антона Алексеевича музей некоторое время был в запустении. Школа готовилась отметить 50-летие. Нужно было подготовить музей и материалы к юбилею. Прежде всего, надо было разобрать то, что осталось. Помощниками моими стали ученики 7-х классов — девочки 7 «Б» Люда Порубенко, Васелина и Катя Оборины, Лариса Чернякова, Тоня Коптелова, Катя Анохина, Настя Ичкова. К ним подтянулись мальчики из 7 «А»: Саша Киряков, Женя Шегуров, Ваня Капустин, Женя Щербаков. Это была очень дружная и весёлая команда. Вместе мы разобрали и систематизировали всё наше имущество. Составили списки выпускников 10-х классов по старым книгам записи, начали создавать свой альбом. Первые исследователи — Люда Порубенко и Саша Киряков — представляли свои рефераты на районной конференции. Люда получила диплом за 2-е место. Мы собирались на посиделки у самовара и отмечали дни рождения всех наших музейщиков. Приносили кто что может, а на день рождения Вани Капустина бабушка испекла очень большой сладкий пирог. Часто мы бродили вместе по улицам, вели задушевные разговоры. Для меня всегда было радостно видеть ребят на улицах посёлка, часто они буквально летели мне навстречу с радостным криком: «Ольга Николаевна, здравствуйте!». Вспоминая это время, я очень благодарна моим первым музейщикам за их такое светлое и активное отношение к музею. Однажды на такие посиделки зашла к нам в гости Таисия Егоровна Лантух, мама Коли, одноклассника моего сына. Посмотрев на облупившиеся от сырости стены, она сказала: «Да, надо ремонтировать…» Я на это только вздохнула. Но вскоре получила от неё письмо. Она предлагала составить список материалов, необходимых для ремонта. Коля согласен выделить их в качестве спонсорской помощи школе и музею от фирмы «Суперстрой», которую он тогда возглавлял. Сергей Павлович Юшков, директор школы, и Раиса Михайловна Дмитриева, организатор воспитательной работы, поддержали идею ремонта и реконструкции музея.

Раиса Михайловна как достойный преемник Антона Алексеевича развернула активную работу среди потенциальных спонсоров. Ведь ремонт — это не только материалы. Новые трубы отопления обеспечил Тагиров Гриша, новую мебель — Маркин Андрей, которую сделал из доставшейся из районо мебельной стенки; ремонт стен и потолка — Порубенко Юрий. И ещё много чего было преобретено: светильники и стеклянную витрину я купила на рынке. Старые стенды были обновлены под руководством Куминова Сергея Леонидовича. К юбилею школы музей был обновлен. «Главное — сохранить музей!» — завещал Антон Алексеевич, и мы это сделали. Но в ходе работы мне стало ясно, что возраст школы явно занижен. Не может быть школе 50 лет, если в ней в 1928 году учился Силантьев Александр Петрович. Поиски в архиве и горсовете ничего не дали. Из бесед со старожилами стало ясно, что школа — ровесница нашему оперному театру. Он построен в 1912 году. На педагогическом совете было принято решение считать годом основания школы 1912-й и отмечать 90-летие!  Кроме того, мне стало ясно, что многие материалы музея отражают историю школы и посёлка Шарташ. Хотела всё это разместить на стендах в одном музее, но Раиса Михайловна со мной не согласилась. «Давайте делать музей истории Шарташа», — предложила она. Выбрали кабинет, и опять с помощью Коли Лантуха, теперь уже депутата городской думы, и под руководством Раисы Михайловны у нас появилось приличное помещение для музея «Шарташ — наша малая родина». Новое поколение школьных музейщиков активно включилось в работу. Альфия  Тагирова, Алена Соловьёва, Аракся Мартиросян, Катя Балдина, Андрей Скрипченко, Ваня Жаров и Игорь Растягаев вели исследования по различным направлениям, проводили исторические чтения в шарташском храме Пресвятой Троицы, представляли наши проекты на районных научно-практических конференциях. Работы: «Война и женская доля. Вклад в Победу женщин посёлка Шарташ», «Трудовой вклад жителей посёлка Шарташ в разгром фашистской Германии» признаны лучшими в городе. Особо хочется отметить работу Аракси Мартиросян. Мы вместе с ней изучали и писали историю Шараша. Три года она представляла нашу работу на конференциях и дважды была удостоена высшей оценки — Гран-при. В 9-м классе — «Старообрядческий Шарташ в XVIII веке», в 10-м классе — «Шарташское купечество в XVIII — нач. XX века», «Богатый раскольничий Шарташ», в 11-м классе — «Трудовой, ремесленный Шарташ. Шарташские ремесленники, кустарные предприниматели в XIX–XX веках». Фактически книга истории Шарташа нами написана. Жаль только, издавать некому и не на что.

В 2005 году я стала классным руководителем довольно шумного и активного 5-го класса. Часть их энергии мне удавалось направить в музейное русло. Мы ходили с ними к ветеранам войны, к старожилам посёлка, на экскурсии на радиостанцию, почту и музеи города. Они анкетировали тружеников тыла, записывали воспоминания

ветеранов Великой Отечественной войны и работали над проектом «Семь чудес Шарташа». Особо отмечу Сашу Гольштейн, Дашу Подсекину, Дашу Доминову и Толю Нестерова, Марину Ефанову и Настю Шевченко. Они участвовали и в межшкольных конференциях, и проводили беседы и экскурсии в музее, представляли наш проект «Семь чудес Шарташа» на районной конференции, где он также получил призовое место. В дальнейшем материалы этого проекта были переведены Альфиёй Тагировой (уже студенткой УПИ) на французский язык, и на региональном конкурсе «Урал туристический» она заняла 2-е место и была удостоена специального приза от французского посольства. В 10 и 11-м классе серьёзно работал над краеведческим материалом Толя Нестеров. Работая над проектом, мы узнали, что мушкетёры Екатеринбургского полка стояли в Шарташе и потом участвовали в Бородинском сражении, штурмовали парижский Монмартр!

Сейчас уже пятое поколение экскурсоводов и исследователей трудится в наших музеях. Двенадцать лет работы руководителем школьного музея стали

для меня самыми интересными, самыми наполненными в моей учительской биографии. Рядом со мной были очень надёжные, очень знающие и бескорыстные друзья и помощники. Бесконечно я благодарна Наталье Сергеевне Никифоровой. Она буквально вела меня по тропе поиска. Вместе с ней мы ходили в походы с ребятами, вместе ездили к учителям-ветеранам: Битной Клавдии Васильевне, Ваулиной Анастасии Петровне, Иванцовой Марии Ивановне. Вместе навещали больных: Гаврилову Надежду Филлиповну, Иконникову Валентину Фёдоровну, Луганскую Валентину Борисовну. Причем все беседы записывала на видеокамеру. Она подсказывала мне, к кому надо сходить, кому написать или позвонить. Наталья Сергеевна была моим учителем в освоении компьютера и сейчас всегда поможет и советом, и делом.

Конечно, ничего бы у меня не получилось без Раисы Михайловны. Её энергия, деловая хватка, умение направить, найти спонсоров просто незаменимы. Да, идеи мои, работа с ребятами моя, но без материального воплощения это были бы только мечты. Очень большой и щедрый вклад в создание музея внёс Куминов Сергей Леонидович. Сергей Леонидович собрал целую коллекцию предметов старого быта: утюги, туеса, глиняные кувшины, домотканые половики, деревянные грабли и лопаты и, меняя оформление своего кабинета, передал многое в наш школьный музей. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Наши ученики, жители посёлка, учителя школы приносят в дар очень интересные предметы: значки, монеты, коромысло, огромную сковороду. Из недавних экспонатов — старое церковное кадило, найденное учениками нашей школы на месте давно сгоревшего дома. И очень ценно для меня то, что ребята не выбросили это кадило, а почувствовали, что это историческая вещь и принесли в музей! Это и есть связь времён.

Помогает нам также церковь: домотканые полотенца, разное рукоделие, предметы домашнего обихода находят своё место в музее. Я очень благодарна всем учителям школы за понимание, за помощь. За эти годы я всех не только узнала, «изучила», «исследовала», но и полюбила. Великие труженики, бескорыстные и чистые люди!

Антону Алексеевичу я бы теперь сказала: «Смертью смерть попрал Бог, а Вы, Антон Алексеевич, смерть попрали своей жизнью. Я счастлива, что пока сохраняю Ваше дело».



Copyright MyCorp © 2024