Категории раздела

Новости школы [140]

Форма входа

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск





Понедельник, 06.05.2024, 18:31      
город Екатеринбург, улица  Севастопольская, дом 1,  тел. 8(343) 362-43-99

Приветствую Вас Гость | RSS
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 24 

Сайт школы имеет новый адрес 

http://школа24.екатеринбург.рф

Музей боевой славы. Бондаренко Антон Алексеевич


В школе № 24 я проработал 29 лет, из них 10 — директором, 15 лет — военруком и 4 года заведовал музеем боевой и трудовой славы. Коротко о себе.

Родился в1912 году. До призыва в армию 7 лет  работал директором неполной средней школы. Заочно окончил учительский институт. Воевал на Ленинградском фронте командиром роты, командиром батальона. Был тяжело ранен, шесть месяцев находился в госпитале. После излечения направили в Суворовское училище, в котором прослужил 16 лет. В 1949 году заочно окончил Военно-политическую академию. После демобилизации в 1962 году получил назначение директором 24-й школы.

Школу принял от Карпенко Алексея Афанасьевича в начале 1961/62 учебного года. Что бросилось в глаза? В школе, рассчитанной на 420 мест, занималось 906 человек. Занятия проводились в три смены. В одной классной комнате проводились занятия по физкультуре, в другой был буфет. Занятия по труду проводились в подвале. Классы были переполнены — по 35–40 человек. Педсоветы и политучёба проводились в 18-00. Мне часто приходилось быть в школе с 8 утра до 8 вечера. Учителя были перегружены, но работали добросовестно, с энтузиазмом. В школу к нам ходили из Пионерского посёлка, т.к. 51-й школы не было. В создавшейся ситуации перегруженности я ставил перед собой первоочередную, неотложную задачу — добиться, чтобы проектное бюро как можно быстрее сделало документацию на пристрой к школе, без чего нельзя было начинать строительные работы. Целую зиму и лето 1962 года наши шефы СУ-26 добросовестно трудились, и к началу занятий пристрой был  сдан. Школа получила дополнительно 4 классных комнаты, мастерские и спортзал. Это облегчило учебный процесс, но двусменные занятия проводились до 1966 года, когда наконец открылась 51-я школа и учащиеся Пионерского посёлка ушли туда. Наша школа перешла на односменную работу, хотя из-за перегруженности классов высокой успеваемости добиться было трудно. По 5-6 человек в отдельных классах оставляли на второй год. Но такая практика не способствовала укреплению дисциплины и повышению успеваемости. Став завучем (с 1969 по 1978 год), Маргарита Аркадьевна Сорокина предъявила жесткие требования к учителям и ученикам, установила ежедневный контроль за качеством обучения путём посещения уроков с последующим разбором и анализом их. Вызывала нерадивых учеников для беседы. Сделали радиоузел, радиофицировали школу. Регулярно проводили радиопередачи. За счёт уменьшения рекреации сделали пионерскую и комсомольскую комнаты. Оживилась работа учкома, пионерии и комсомола. Регулярно по четвергам с 18-00 заседал родительский комитет под председательством Ландо, на который приглашались родители нерадивых учеников. На родительских собраниях учителя выступали с докладами на темы воспитания. Регулярно проводились классные часы, предметные вечера, олимпиады, спартакиады, фестивали искусств, смотры строя и песни, кукольный театр и новогодние ёлки. Всё это способствовало формированию личности молодого человека. Головной болью директора школы была забота о том, как организовать горячее питание. Выход нашли. Убрали стенку между классом и квартирой директора. Получился обеденный зал на восемьдесят посадочных мест. Раздаточную организовали там, где сейчас раздевалка младших классов. Для хранения продуктов сделали пристройку. Причём сделали всё это силами девятиклассников, которые отрабатывали трудовую практику под руководством Яковлева Леонида Сергеевича и Носонова Петра Васильевича, — за один месяц. Особо хочется отметить в жизни нашей школы переход на кабинетную систему обучения. Все учителя добросовестно включились в создание кабинетов. Существовавшие кабинеты физики и химии были пополнены учебно-наглядными пособиями. Кабинеты русского языка и литературы, математики, географии, истории, биологии, французского языка и военный кабинет были созданы заново. С благодарностью вспоминаю создателей кабинетов Лихачёву Ольгу Андреевну, Луганскую Валентину Борисовну, Овцину Елизавету Михайловну и Сорокину Маргариту Аркадьевну. Учителя начальных классов так же добросовестно трудились, пополняя классы наглядными пособиями и создавая уют. Особой похвалы заслуживает Яковлев Леонид Сергеевич, выпускник 24-й школы, учитель по труду. Он создал лучшие мастерские в районе. На уроках всегда деловая, рабочая обстановка, ребята трудятся со старанием. В мастерских всегда чистота, уют.

В школе сложилось такое положение, что не хватало уборщиц. Я решил построить четырёхквартирный дом для уборщиц, приурочив строительство к 50-й годовщине Октября. «Что нам стоит дом построить?» — сказал поэт. И построили его те же девятиклассники под руководством Носонова П.В. и Яковлева Л.С. Легко сказать «построили». А где было взять 25 стеновых панелей, 20 плит перекрытия, где взять 20 оконных рам и застеклить их, половые доски, стропила, где взять доски для  обрешетки. шифер для крыши? Где взять машины, кран? Наконец, где взять деньги? Теперь всем понятно, с какими трудностями пришлось столкнуться директору школы, чтобы построить дом. И живут в этом доме вот уже 25 лет работники школы. В 1972 году мне исполнилось 60 лет. Я передал школу Которову Николаю Павловичу. Приказом районо был назначен военруком этой же школы, и в этом качестве проработал 10 лет. Имея достаточную военную подготовку и большое желание готовить ребят к службе в армии, старался проводить уроки интересные, эмоциональные, приводя примеры боевых действий в Отечественной войне. В музее хранятся десятки писем выпускников нашей школы, проходивших службу в армии. В них благодарственные отзывы за то, что в школе получили хорошую военную подготовку, особенно по стрельбе. Особенно много внимания уделял военно-патриотическому воспитанию. С помощью ребят создан прекрасный военный кабинет, стадион, стрелковый тир, спортгородок, корт, музей, памятник. «Главное — сохранить музей» Достигнув в 1972 году пенсионного возраста, Антон Алексеевич оставил директорский пост и перешёл на работу военруком. Ребята его любили, активно посещали занятия стрелкового кружка, соревновались в стрельбе, участвовали в «Зарнице». Газеты длиной в 3-4 метра, с отчетами и фоторепортажами с этих соревнований, хранятся в нашем музее и развешиваются на стенах школы каждые 5 лет. Бывшие меткие стрелки ходят счастливые и рассматривают свои мишени, фотографии, нынешние ребятишки им очень завидуют. Окончив школу, многие мальчишки уходили служить в армию и там не забывали своего военрука и писали ему письма, докладывали об успехах, благодарили за хорошую подготовку к службе, поздравляли с праздниками, передавали привет учителям.

Сейчас эти письма нередко перечитывают на классных часах и беседах в музее, особенно в месячник защитника Отечества. Антон Алексеевич был увлечён ещё одной идеей: ребятастаршеклассники предложили построить у школы памятник ветеранам Великой Отечественной войны. Секретарь школьного комитета ВЛКСМ Люда Лузянина (сегодня Скрипченко Людмила Анатольевна, учитель литературы и русского языка в нашей школе) активно взялась за дело — «раскрутила», зажгла ребят. В школе объявили конкурс проектов памятника, подключили архитектурный институт. Памятник строили всем миром: шефы, поселковый совет, ветераны войны, школьники отработали по сорок часов. На гранитных плитах памятника 170 фамилий жителей посёлка, не вернувшихся с войны. Памятник сегодня — это место, где ежегодно собираются жители поселка в канун Дня Победы. На митинге присутствует вся школа, родители, жители поселка, возлагаются цветы и венки. Здесь чтут память павших за Отечество, благодарят и поздравляют ветеранов Великой Отечественной войны. Поисковая работа школьников дала много интересного: появились фотографии погибших и пропавших без вести, ближе стали и живые ветераны. Назрела необходимость создавать музей. Помещения для музея в школе не было. Антон Алексеевич задумал тогда построить ещё один пристрой, специально для музея. Ему исполнился уже 71 год, но трудностей он не боялся.

Из воспоминаний А.А.Бондаренко:

«Дороги повели меня в районо, гороно, в райисполком, горисполком ... — Начинайте, товарищ Бондаренко, мы поддержим, замечательная идея, — сказал тогда председатель райисполкома товарищ Объедков. Окрыленный поддержкой, я возвращался в школу, полный надежд и забот. Где взять кирпич, цемент, раствор, механизмы, каменщиков, плиты перекрытий, рабочую силу? — Сорок тысяч штук кирпича я достану, — заявил председатель общественного поселкового совета, фронтовик Сорвачев Николай Алексеевич. — А вот привезти его — это проблема. — Никакой проблемы, кирпич вывезем, кран дадим, раствор будем подвозить автопогрузчиком, — пообещал сын фронтовика, начальник стройгруппы Петровский Владимир Дмитриевич шеф школы. 5 апреля 1984 года на самом видном месте в школе — на втором этаже появился красочно оформленный плакат: «В честь 40- летия Победы построим музей боевой и трудовой славы».

На совместном заседании комитета комсомола и совета дружины организатор внеклассной работы Дмитриева Раиса Михайловна разъясняла:

— Наш музей, к строительству которого мы приступаем, будет создан на местном краеведческом материале. Мы проведем, операцию «Поиск». Весь наш поселок Шарташ, все его 28 улиц, разбиваем на зоны пионерского и комсомольского действия. Мы должны выявить всех участников войны и труда, собрать о них сведения, материалы, сфотографировать, и все фотографии поместить в музей». В работу включились все: мальчишки потянулись на стройку, девочки — на операцию «Поиск».

Молния №1 появилась 22 мая 1984 года: «Первую борозду на стройке проложили семиклассники: Сергеев Вова, Коптелов Сергей, Целящев Алексей, Родионов Николай, Пермяков Олег. Они подготовили площадку для стройки!»

Молния № 2 «Завтра для десятиклассников прозвенит последний звонок. Всем классом они вышли вчера на последний трудовой десант, на строительство музея. Они разгрузили две машины кирпича. Хорошую славу оставили о себе выпускники: Лантух Николай, Корищ Григорий, Паршин Виктор, Тхоржевский Александр,

Тагиров Григорий и другие. Это они строили спортивный комплекс. Спасибо вам, дорогие выпускники». Молнии выпускались каждый день.

— А мы тоже хотим в «молнию попасть, дайте нам работу, —упрашивали пятиклашки. Единственный специалист, каменщик дядя Лёва, едва успевал углы выкладывать да шнур натягивать. Стены охотно, наперебой выкладывали сами ребята». Свой очередной 72-й день рождения, 15 августа 1984 года, Антон Алексеевич отмечал на крыше строящегося музея, покрывая её толем и гудроном в компании с учителем истории, а сегодня директором школы Юшковым Сергеем Павловичем и сыном Михаилом, тоже подполковником, приехавшим поздравить отца с днём рождения из Перми. Весь следующий учебный год обустраивали новое помещение.

«Двадцать два ветерана, убеленных сединами, сидели за партами и, как школьники, ломали головы над решением задачи, как из невозможного сделать возможное, как создать музей, не имея на то никаких ассигнований. Оконные и дверные коробки, рамы и двери, настил полов и покраска стен, остекление окон, приобретение полированных плит для стендов, художественное оформление — вот перечень неотложных работ, решив которые, можно было думать об открытии музея. Объединенные одним стремлением увековечить память о людях, завоевавших в боях и в тылу долгожданную Победу, ветераны, ученики, учителя, жители поселка разрешили все проблемы и

построили музей». Примечательно то, что в строительстве музея принимали участие комсомольцы, пионеры и пенсионеры нашего посёлка. Всегда особенно дорого то, что сделано своими руками.

Открытие музея состоялось накануне 40-летия Победы. На нём присутствовали ветераны войны и труда, руководители района, шефы, учащиеся. Тут же военком вручил Антону Алексеевичу орден Отечественной войны первой степени — это был его третий орден. Антон Алексеевич собрал богатый материал по истории школы и оформил его в два больших альбома, написал воспоминания о своём боевом пути и о жизни школы в годы его работы директором и военруком. Его завещанием коллективу были слова: «Главное — сохранить музей».

В 1998 году Антона Алексеевича не стало, но коллектив школы бережно сохранил всё, что было в музее боевой и трудовой славы.

На стене школы у главного входа на средства выпускников установлена мемориальная доска в память об А.А. Бондаренко.

В 1999 году музей возобновил свою работу под руководством Тхоржевской Ольги Николаевны

Copyright MyCorp © 2024