I. Введение
1.1 Актуальность проекта
Развитие образования как одной из важнейших социокультурных сфер определяется Концепцией долгосрочного социально-экономического развития в РФ на период до 2020[1] г. (далее – Концепция), в основе которого лежит переход от массового образования к непрерывному индивидуализированному образованию, обеспечивающему формирование творческой социально-ответственной личности, способной к участию в инновационном преобразовании общества.
Стратегическая цель государственной политики в области общего образования закреплена в ряде директивных документах, разработанных на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития:
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»[2],
- План действий Правительства РФ по модернизации общего образования на 2011-2015 годы[3].
- Областная целевая программа «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы
Стратегическая цель развития образования заключается в повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина на основе модернизации институтов образования как инструмента социального развития, формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
1.2 Основные направления развития общего образования, согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»:
1. Переход на новые образовательные стандарты.
2. Развитие системы поддержки талантливых детей.
3. Совершенствование учительского корпуса.
4. Изменение школьной инфраструктуры.
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
6. Расширение самостоятельности школ.
Результатом реализации стратегического проекта «Наша новая школа» должно стать:
- создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию обучающихся, в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья;
- создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
- создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;
- создание прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся как основы перехода к следующему уровню образования;
- создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
Период 2011-2015 г.г. занимает особое место в последовательном реформировании российской системы образования. Он должен закрепить результаты первого этапа реформирования, связанного со структурной и технологической модернизацией образования по обеспечению доступности качественного образования, и создать условия для реализации государственных гарантий права граждан на образование с учетом реформирования бюджетного сектора экономики, введения механизма стандартизации государственных (муниципальных) образовательных услуг, укрепления в целом инфраструктуры системы образования.
II. Краткая историческая справка и характеристика контингента обучающихся.
МБОУ - СОШ № 24 расположена в старинном поселке на берегу озера Шарташ. Школа была открыта в 1913 году. В настоящее время в старейшей на территории Кировского района школе обучается 233 учащихся из поселков Шарташ, Изоплит, Калиновский. Проезд на общественном транспорте: автобус 5, 10, 166, остановка «Проезжая». В связи с тем, что в школе обучается много детей из бывших союзных республик, воспитанники расположенного на территории поселка Шарташ ГОУ СО «ЦСПС и Д «Гнездышко», учащиеся других микрорайонов отдаленных территорий г. Екатеринбурга, в школе ведется большая работа по адаптации учащихся к новым условиям, изучение их способностей, особенностей характера и возможностей.
Родители учащихся - сотрудники предприятия «Уралаэрогеодезия», рабочие частных фирм, работники близрасположенных торговых точек. В микрорайоне поселка Шарташ нет ни одного культурного центра, спортивного комплекса, клуба по месту жительства, поэтому именно МБОУ - СОШ № 24 взяла на себя функции культурно-образовательного центра территории.
Численность обучающихся:
- на конец 2010-2011 учебного года в школе – 233 учащихся.
Из них учащихся 1-4 классов – 89 , 5-9 классов – 124, 10 классов – 20.
Количество классов – 10.
Состав обучающихся:
- девочки- 41 % , мальчики- 59 % .
Детей, проживающих в районе учреждения – 85 % (п. Шарташ), проживающих в других территориях – 15 %(п. Изоплит, Калиновский).
III. Характеристика проблемы,
на решение которой направлен проект перспективного развития
МБОУ-СОШ № 24 на 2011-2015 годы.
В настоящее время в МБОУ-СОШ № 24 обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для её дальнейшего развития, а именно:
1) сохранены и улучшаются материальные и организационные условия для обучения учащихся;
2) система образования продолжает осуществлять социальные функции обучения, воспитания подрастающего поколения;
3) реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы образования;
4) сформирован инновационный кадровый ресурс: количество учителей первой квалификационной категории - 70 %, высшей квалификационной категории - 30 %;
5) усилилось внимание к воспитательной работе в системе общего образования школы. В полном объёме осуществлялись выплаты за классное руководство из специальной и стимулирующей частей фонда заработной оплаты труда;
6) получили дальнейшее развитие процессы информатизации в школе: имеется доступ к сети Интернет, в 3 раза сократилось количество учащихся, приходящихся на 1 компьютер (с 35 человека в 2006 году до 8 человек в 2011 году).
Тем не менее, анализ состояния системы образования в МБОУ-СОШ № 24 позволяет выделить следующие проблемы:
1) несоответствие ресурсного обеспечения образовательного учреждения требованиям, обязательным при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (необходим капитальный ремонт всего здания и обновление до соответствующего требованиям проекта «Наша новая школа» материально-технического оснащения учебного процесса);
2) недостаточность рынка образовательных услуг (перечень услуг дополнительного образования и школьного компонента учебного плана не соответствует требованиям родительской общественности);
3) отсутствие действенных механизмов продвижения инновационного опыта образовательного учреждения и, как следствие, невключённость части педагогического коллектива в процессы инновационного развития;
4) недостаточное использование современных образовательных технологий.
IV. Цели и задачи проекта.
Разрабатываемый проект является документом стратегического управления, направленным на реализацию приоритетных направлений развития системы образования МБОУ - СОШ № 24
Цель проекта – создание единого образовательного пространства школы, способствующего интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности ребенка, максимальному раскрытию его творческого потенциала, формированию ключевых компетентностей, сохранению и укреплению здоровья школьников путем обновления структуры и содержания образования, развития практической направленности образовательных программ.
Задачи по достижению цели проекта:
1) Разработать и апробировать содержательный компонент образования, формируемый участниками образовательного процесса:
- введение ФГОС начального и основного общего образования;
- расширение спектра образовательных услуг за счет реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ.
2) Разработать систему выявления и поддержки талантливых и одаренных детей через:
- разработку модели межведомственного взаимодействия с учреждениями социокультурной сферы;
- разработку модели организации внеурочной деятельности на основе интеграции общего и дополнительного образования;
- отработку современных образовательных технологии в учебно-воспитательном процессе.
3) Создать здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую среду в школе на основе:
- внедрение федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся;
- создание на базе школы физкультурно-спортивного центра.
4) Разработать систему повышения профессиональной компетентности педагогических кадров школы через:
- отработку модульного принципа повышения квалификации с учетом потребностей развития школы и запросов отдельных категорий педагогических кадров;
- отработку повышения квалификации отдельных категорий педагогических кадров с использованием ДОТ.
5) Обновить инфраструктуру школы через:
- использование бюджетного финансирования;
- взаимодействие с социальными партнерами школы: попечительским советом, Ассоциацией выпускников МБОУ-СОШ № 24.
6) Совершенствовать механизм самостоятельности и открытости школы на основе:
- функционирования культурно-образовательного центра на базе МБОУ-СОШ № 24 микрорайона п. Шарташ;
- функционирования Интернет-сайта о деятельности школы.